Задание по музлитературе для 6 класса и 4(V)класса от преподавателя Федоровой Л.В.
Учащиеся, кто ещё не сдал контрольные тест и викторину по музлитературе за I четверть, должны сдать их до 15 ноября включительно.
Тест № 1 II четверти
на закрепление пройденного материала. Срок выполнения до 17 ноября включительно.
1. Когда в России складывается своя композиторская школа?
А) 16 век
Б) 17 век
В) конец 18 века
2.Какой жанр стал основным в творчестве Е.Фомина и В.Пашкевича?
А) опера
Б) хоровой концерт
В) фортепианная соната
3.Каково произведение М.Березовского «Не отвержи мене во время старости» по жанру?
А) опера
Б) хоровой концерт
В) кантата
4. В каком романсе А.Алябьева сопоставляются певучий, задумчивый запев и плясовой припев?
А) «Грузинская песня»
Б) «Нищая»
В) «Соловей»
5. В каком романсе А.Алябьева рассказывается о трагической судьбе актрисы, ранее имевшей блестящий успех, а ныне просящей подаяние возле церкви?
А) «Кабак»
Б) «Нищая»
В) «Изба»
6. Какой романс А.Варламова, представляющий собой диалог дочери и матери о жизни, превратился в народную песню?
А) «Красный сарафан»
Б) «Ах ты, время — времечко»
В) «На заре ты её не буди»
7. Какой романс А.Варламова прдставляет собой элегический вальс ?
А) «Горные вершины»
Б) «Красный сарафан»
В) «На заре ты её не буди»
8. Какой романс А.Гурилёва посвящён характерной теме русской поэзии и музыки — теме зимней дороги?
А) «Матушка — голубушка»
Б) «Колокольчик»
В) «Разлука»
9. Какой романс А.Гурилёва начинается типичной романсовой интонацией восходящей малой сексты, что придаёт мелодии мягкость и искренность?
А) “Матушка — голубушка»
Б) «Разлука»
В) “Колокольчик»
10. Какой композитор был сослан в Сибирь за связь с декабристами, что способствовало появлению в его творчестве темы свободолюбия?
А) А.Варламов
Б) А.Алябьев
В) А.Гурилёв
Новая тема: “ М.И.Глинка.Характеристика творчества. Романсы».
(Этот конспект можно ксерокопировать и приклеить в тетрадь по музлитературе или переписать. Музыкальные фрагменты для слушания обязательно прослушать по интернету).
Михаил Иванович Глинка (1804 — 1857) — гениальный русский композитор, основоположник русской классической музыки («отец русской музыки») ,подобно Пушкину в поэзии. Он — глава русской композиторской школы, первый композитор из русских, ставший всемирно известным. Глинка обобщил достижения прошлого и наметил пути будущего развития музыки.
На творчество композитора оказали влияние Отечественная война 1812г. и движение декабристов. Глинка — певец русского народа; любовью к Родине, народу, русской природе проникнуты его произведения. Народ отображён композитором благодаря различным жанрам русского фольклора.
Ценность произведений Глинки определяется глубокой идейностью, доступностью, яркой национальностью и художественным мастерством. Каждый жанр у композитора расширил свои возможности.
Жизненный путь. Глинка родился 20 мая 1804г. в селе Новоспасском Смоленской губернии. Отец его был помещиком, капитаном в отставке. Мальчик рос болезненным и слабым, но отличался мягкостью характера и любознательностью.
У него рано обнаружилось влечение к музыке: это пение русских песен его няней Авдотьей Ивановной, игра крепостного оркестра его дяди, романсы и фортепианная музыка,звучавшие в доме. Приезд крепостного оркестра всегда был для мальчика праздником. Со скрипкой или флейтой он присаживался к музыкантам и по слуху играл с ними. «Музыка — душа моя», — сказал однажды 10 -летний Глинка, захваченный игрой оркестра.
С гувернанткой Верой Кламмер он занимается языками (французский,немецкий), географией,литературой, историей, рисованием; начинаются систематические занятия по фортепиано и скрипке.
С 13 лет (1817 по 1822 г.г.) Глинка учился в Петербурге в Благородном пансионе, лицее для дворянских детей. В нём изучался обширный круг наук — 22 предмета, в том числе 6 иностранных языков и 6 видов искусств. Воспитателем Глинки был В.Кюхельбекер — друг Пушкина, будущий декабрист, а его соседом по комнате — брат поэта , Лев. В эти годы он серьёзно занимался и музыкой, брал уроки фортепианной игры и теории,часто бывал в театре.
После окончания пансиона Глинка недолго прослужил чиновником,а затем вышел в отставку. В Петербурге он сближается с передовой интеллигенцией: поэтами Дельвигом, Жуковским, писателем Грибоедовым. К этому времени он — автор многих фортепианных пьес и романсов( в том числе романс «Бедный певец» и элегия «Не искушай»). Большое впечатление произвела на него поездка на Кавказ( для лечения на минеральных водах).
Ранний период творчества (1825 — 1834 г.г.) Ощущая необходимость дальнейшего овладения мастерством, Глинка решил воспользоваться поездкой за границу для лечения, чтобы «у совершенствоваться в музыке». 25 апреля 1830 г. он уехал в Италию. Здесь он с увлечением занимался пением, часто бывал в театре, знакомился с лучшими певцами и композиторами Беллини, Мендельсоном,сочинял арии в итальянской манере. Прожив в Италии около 4 — х лет,он выехал в Германию.
В Берлине композитор познакомился с талантливым немецким теоретиком Зигфридом Деном и в течение 5 месяцев брал у него уроки. По его словам, Ден привёл в систему его музыкально — теоретические знания и навыки. За границей Глинка написал несколько ярких романсов («Венецианская ночь»,»Победитель»), «Патетическое трио» для фортепиано,кларнета и фагота и другие сочинения. Здесь возникла идея создания отечественной опары.
Период творческой зрелости (1834 — 1844 г.г.) Вернувшись в 1834 г. в Россию, Глинка с увлечением стал сочинять оперу о патриотическом подвиге Ивана Сусанина. Сюжет ему подсказал поэт Жуковский,а либретто написал барон Е.Розен, человек монархических убеждений, который прославлял в опере самодержавие. Работа проходила быстро. Закончив партитуру и отдав её в дирекцию императорских театров для постановки, Глинке пришлось выполнить 2 условия — отказаться от денежного вознаграждения и переименовать оперу. Вместо первоначального названия «Иван Сусанин» произведение назвали «Жизнь за царя».
Опера с большим успехом была исполнена 27 ноября 1836 года на сцене Большого театра в Петербурге. Передовая публика приняла оперу восторженно, а аристократическая насмешливо называла её «кучерской».
Три года проработал Глинка капельмейстером в Придворной певческой капелле, сделав много полезного для развития русского хорового искусства. После премьеры первой оперы композитор увлёкся созданием новой оперы на сюжет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». Либретто создал поэт-любитель В.Ширков с помощью Глинки.
«Руслан и Людмила» — первая русская сказочно-эпическая опера. В ней воссозданы величавые образы Киевской Руси, былинных богатырей, красочный мир Востока. В финале народ прославляет не только доблестного витязя Руслана, победившего злого волшебника Черномора, но мощь и силу древнего Киева. От первой оперы это сочинение отличается особым развитием — неторопливым, в виде контрастного чередования красочных картин.
Работа над оперой протекала более 5 лет. За это время была сочинена музыка к трагедии Н.Кукольника «Князь Холмский», вокальные шедевры «Я помню чудное мгновенье»,»Ночной зефир» на слова Пушкина, «Сомненье»,»Жаворонок»; «Вальс-фантазия для фортепиано, посвящённый возлюбленной композитора Екатерине Керн. 27 ноября 1842 г. состоялась премьера «Руслана и Людмилы». Передовая публика высоко оценила красоту оперы. Писатель В.Одоевский сравнил её с роскошным цветком, цветущим раз в столетие. Придворная знать, наоборот, встретила оперу свистом и шиканьем. Великий князь посылал провинившихся офицеров не на гауптвахту, а на представление оперы,считая это наказанием.
Поздний период (1844 — 1857 г.г.) В 1844 г. Глинка уезжает за границу, чтобы «забыть о своём горе»: его отношения с Е.Керн не получили развития. Он посетил Францию и Испанию. В Париже он познакомился с писателями П.Мериме,В.Гюго, композитором Г.Берлиозом; здесь с большим успехом прошёл концерт из произведений Глинки. В Испании, живо увлечённый испанской музыкой, он знакомился с народными музыкантами, певцами, гитаристами, даже научился танцевать с кастаньетами. На основе этих впечатлений композитор написал в 1845 г. симфоническую концертную увертюру «Арагонская хота», а в 1848 г. ещё одну увертюру «Ночь в Мадриде». Тогда же была сочинена и симфоническая фантазия «Камаринская» на темы 2-х русских песен.
Последние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Он был полон творческих планов, но обстановка вражды и преследования по отношению к нему мешала работе. Близким другом последних лет жизни композитора была его любимая младшая сестра Людмила Шестакова. В доме композитора нередко собирались поэты, писатели, певцы, передовые музыканты: А. Даргомыжский, критики А.Серов и В.Стасов, молодой М.Балакирев.
Глинка умер в 1857 г. в Берлине. Его прах был перевезён в Петербург и погребён на кладбище Александро-Невской лавры.
Романсы.
Романсы и песни Глинка писал на протяжении всей жизни; у него около 70 романсов. Они представляют собой лирический дневник композитора, исповедь его души. В них представлены не только многообразные чувства, но и портреты окружавших его людей, тонкие музыкальные пейзажи, сценки из жизни, картины далёких времён и стран.
Романсы многообразны по жанрам: это «русские песни», элегии, серенады, баркаролы, баллады, фантазии, танцевальные романсы в ритме вальса, мазурки, болеро. Композитор обогатил существующие жанры романсов и создал новые — дорожную песню («Попутная песня»). Он явился также создателем вокального цикла в русской музыке (цикл «Прощание с Петербургом» на стихи Н.Кукольника).
Глинка сочинял романсы на стихи современных ему поэтов — Жуковского, Пушкина, Дельвига и других. Он стремился передать общее настроение текста, главный поэтический образ и сумел отобразить индивидуальность каждого поэта.
Всё пленяет в романсах Глинки: искренность и простота, сдержанность в выражении чувств и настроений, стройность формы, красота мелодии, выразительность гармонии. Всё это делает Глинку создателем классического русского романса. Кроме того, он — основоположник русской школы вокального пения, так как был прекрасным певцом и вокальным педагогом.
Слушать и знать романсы: «Жаворонок», «Попутная песня», «Я помню чудное мгновенье», «Я здесь, Инезилья».