Задание по музыкальной литературе для 4 класса и 2(V)класса
от преподавателя Федоровой Л.В.
Учащиеся, кто ещё не сдал контрольные тест и викторину по муз.литературе за I четверть, должны сдать их до 15 ноября включительно.
Тест № 1 II четверти
на закрепление пройденного материала. Срок выполнения до 17 ноября включительно.
1. Как называется переложение оркестровой партитуры для исполнения на фортепиано?
А) партия
Б) клавир
В) сценарий
2.Сколько групп инструментов включает симфонический оркестр?
А) 4
Б) 5
В) 6
3.Какие инструменты являются дополнительными в симфоническом оркестре?
А) арфа, рояль
Б) валторна, тромбон
В) флейта-пикколо, английский рожок
4. Какой инструмент изображает Утку в сказке С .Прокофьева “Петя и волк”?
А) флейта
Б) валторна
В) гобой
5. В каком виде оркестра главную роль играет медная группа, включающая ещё альт, тенор, баритон?
А) народный
Б) духовой
В) эстрадный
6. Как называется род или вид музыкального произведения?
А) стиль
Б) построение
В) жанр
7. Как называется произведение инструментальной музыки, сопровождающее массовые шествия людей?
А) танец
Б) марш
В) песня
8. К какому виду относится “Марш” из оперы “Аида” Д.Верди?
А) сказочный
Б) траурный
В) церемониальный
9. Какой марш открывается грозным унисоном медных духовых инструментов, которым отвечают легкие аккорды staccato деревянных?
А) “Марш Черномора”
Б) Марш Преображенского полка
В) “Марш деревянных солдатиков”
10. Какой марш звучит легко и прозрачно в высоком регистре на пиано и отличается “автоматичностью” движения?
А) Марш из оперы “Аида” Д.Верди
Б)” Марш Черномора”
В) “Марш деревянных солдатиков”
Новая тема: “ Народные танцы”.
(Этот конспект можно ксерокопировать и приклеить в тетрадь по муз.литературе или переписать. Музыкальные фрагменты для слушания обязательно прослушать по интернету).
Танец возник в глубокой древности. Издавна люди выражали свои чувства через слаженные действия. Музыка и танец — неразлучные спутники. Музыка каждого танца отличается своим темпом, размером, ритмом. Ритм танца имеет огромное эмоциональное влияние на людей.
Танцевальная музыка бывает прикладная и концертная. Музыка, под которую танцуют — это прикладная, а музыка, исполняемая на сцене, предназначенная для слушания — концертная.
Танцевальная музыка делится на народную и профессиональную. Профессиональная музыка бывает оригинальной и обработкой народных танцев. Примером музыки в характере народных танцев являются “Венгерские танцы” Й.Брамса, “Норвежские танцы” Э.Грига.
Многие народные танцы возникли из трудовых движений или древних обрядов. У разных народов есть похожие танцы — хороводы.
Музыка народного танца проста. Она состоит из одной или двух мелодий, которые повторяются несколько раз с различными изменениями ( варьируются ).
Нередко танец соединяется с песней; примеры песен-плясок: русские “Камаринская”, “Барыня”, белорусская “Бульба”. Многие танцы исполняются под наигрыш баяна, гармони, фортепиано или оркестра.
У каждого народа есть танец, в котором выражены наиболее яркие черты национального характера.
Трепак — старинная русская пляска, выражающая широту души, молодецкую удаль, задор народа. Это мужской танец, переходящий в соревнование-перепляс двух танцоров. Плясовые движения включали присядку, частые дробные шаги и притоптывания. Танцоры на ходу придумывали движения, стараясь показать удаль и виртуозность.
Музыка трепака весёлая, быстрая, в 2-х-дольном размере. Характер и ритм трепака использовали многие русские композиторы: П.Чайковский,М.Мусоргский, Н.Римский-Корсаков.
Слушание: “Трепак” из балета “Щелкунчик” П. Чайковского.
Гопак — национальный украинский танец удалого, весёлого характера. Возник в быту Запорожского войска и исполнялся только мужчинами, современный гопак танцуют и женщины, но роль мужчин — ведущая. Танец бывает сольным, парным и групповым. Гопак — танец-соревнование в ловкости и силе; включает прыжки, присядку, вращения.
Слово “гопак” в переводе с украинского — “прыгать”. Из этого восклицания “гоп” во время исполнения прыжков и сложилось название танца.
Музыка танца быстрая, размер две четверти.
Слушание: Гопак из оперы М. Мусоргского “Сорочинская ярмарка”.
Крыжачок — задорный белорусский танец, исполняется парами. Танцевальные фигуры напоминают крест (крест по-белорусски “крыж”), отсюда и названия танца.
Крыжачок начинается медленно, важно, потом постепенно становится весёлым и шутливым. Размер две четверти или четыре четверти.
Слушание: Крыжачок си бемоль мажор.
Лезгинка — национальный танец лезгин Дагестана, ставший любимым танцем народов Кавказа.
Мелодия лезгинки — быстрая, энергичная, с яркими акцентами. Размер — шесть восьмых. Ровное движение восьмыми чередуется с синкопами и пунктирным ритмом. Танец сочетает огненную стремительность пляски мужчин и мягкость, грациозность пляски женщин.
Слушание: Лезгинка из балета А. Хачатуряна “Гаянэ”.