Задание по музлитературе для групп второго года обучения (5-3 классы по V-ке)
от преподавателя Федоровой Л.В.
Тест по теме: «Клавирное творчество Й. Гайдна».
Срок выполнения до четверга 14-го октября включительно
1. Сколько клавирных сонат у Й.Гайдна?
а) 30
б) 62
в) 100
2. Какие качества присущи клавирным сонатам Й.Гайдна?
а) камерность,предназначенность для домашнего музицирования
б) концертность
в )виртуозность
3. Какой стиль закрепился в сонатах Гайдна в процессе многолетней работы?
а) клавесинный
б )концертный
в) фортепианный
4.Какова соната ми минор по образному содержанию?
а) лирико-драматическая
б) жизнерадостна
в) трагическая
5. Какая часть сонаты ми минор изложена в сонатной форме?
а) I
б) II
в)III
6.Каково чередование партий в экспозиции сонатной формы сонаты ми минор?
а) главная,побочная,связующая,заключительная
б) главная,связующая,заключительная,побочная
в)главная,связующая,побочная,заключительная
7. Как называется раздел сонатной формы, где темы развиваются?
а) реприза
б) разработка
в) кода
8. С какого момента начинается реприза сонатной формы в сонате ми минор?
а) с проведения главной партии в основной тональности
б) с проведения главной партии в тональности Соль мажор
в) с проведения побочной партии в тональности ми минор
9.Каково содержание II и III частей сонаты ми минор?
а) II часть — быстрая, IIIчасть — медленная
б) обе части — быстрые
в) II ч. — лирическая, медленная, IIIч. — активная, быстрая
10. Какая часть сонаты Ре мажор Гайдна наиболее контрастна остальным?
а) I часть
б) II часть
в) III часть
Новая тема: “Симфония № 103 Й.Гайдна» (продолжение) ( Этот конспект переписать в свою тетрадь по музлитературе).
Разбор.
I часть. Allegro. Вступление — суровое, сосредоточенное по характеру благодаря тремоло, низким тембрам виолончелей и контрабасов, медленному темпу.
Главная партия (Ми бемоль мажор) — лёгкая, изящная, танцевальная. Связующая партия сохраняет энергичный ритм главной партии.Побочная партия (Си бемоль мажор) также танцевальная,грациозная у скрипок и гобоев,близка австрийскому танцу лендлеру.
Разработка — активная, состоит из 3-х разделов. В I разделе развивается главная партия, проходя имитационно в разных голосах,инструментах,тональностях ; используется приём мотивной разработки. Во II разделе разработки звучит видоизмененная тема вступления, а в III разделе развивается побочная партия, звучит в ре бемоль мажоре.
В репризе главная и побочная партии звучат в основной тональности ми бемоль мажор, связующая партия пропущена.
В коде возвращается тема вступления, вновь суровая и настороженная. Позднее она переводится в allegro и закрепляет радостное, веселое настроение.
II часть. Andante до минор — До мажор — медленные, спокойные вариации на две темы (A B A1 B1 A2 B2 +кода).
I тема (до минор) — мелодия народной хорватской песни. Неторопливо, спокойно она излагается струнными.
II тема (до мажор) близка волевому, бодрому маршу, звучит у струнных, деревянных духовых и валторны. После изложения тем следуют вариации поочередно на каждую тему, в которых темы видоизменяются. I тема звучит взволнованно, напряженно (A2), а II тема становится плавной, мягкой, изящной (B1).
III часть. Менуэт ми бемоль мажор — крестьянский танец, грубоватый, со скачками, акцентами в мелодии, звучит у всего оркестра.
Трио — средний раздел менуэта, контрастно по характеру. Звучит мягкая, плавная мелодия у струнных. В репризе сложной трехчастной формы возвращается основная тема крестьянского менуэта.
IV часть. Финал Allegro ми бемоль мажор возвращает праздничное настроение I части. Здесь отсутствуют контрасты и напряженность. Написан финал в форме ронда-сонаты, где основная тема — танцевальная, близкая хорватским песням, звучит на фоне «‘золотого хода» валторн, типичного сигнала охотничьих рогов. Так в финале окончательно утверждается стихия веселого народного танца.
Симфония ми бемоль мажор, одна из 12 Лондонских симфоний — народно-жанровая по своему типу. Она связана с народной музыкой: темы I части — лендлер, III части — менуэт; Во II части и финале использованы темы народных хорватских песен. Темы симфонии композитор разрабатывает тонко и изобретательно: применяет мотивную разработку, вариационное развитие, полифонические приемы, игру тональностями и оркестровыми красками. Благодаря этому в симфонии утверждается жизнерадостность, оптимизм, гармоничность мира.