Музыкальная Школа №3 городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан официальный сайт

Музыкальная Школа №3 городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан официальный сайт

Задание по муз.литературе для групп третьего года обучения

Задание по музыкальной литературе для групп третьего года обучения (6-4 классы по V-ке)
от преподавателя Федоровой Л.В.

Тест по теме: «И.С.Бах.Клавирные сюиты. Вокальные и оркестровые произведения».
Срок выполнения до четверга 14-го октября включительно

1. Сколько пьес во Французской сюите № 2 до минор И.С.Баха?
а) 4
б) 5
в) 6

2. Что нового вносит И.Бах в жанр сюиты?
а) поэтичность, утонченность
б) концертность
в) певучесть

3. Какая пьеса является лирическим центром сюиты до минор?
а) аллеманда
б )сарабанда
в) жига

4.Какая пьеса завершает Французскую сюиту до минор?
а) куранта
б) менуэт
в) жига

5. Что собой представляют «Страсти по Матфею» И.С.Баха?
а) повествование о страданиях и смерти И.Христа
б) повествование о страданиях Матфея
в) повествование о страданиях народа

6. Сколько номеров в» Страстях по Матфею» И.С.Баха?
а) 76
б) 78
в) 80

7. Какая картина воссоздана в № 1 «Страстей по Матфею»?
а) Тайная вечеря
б) шествие на место казни — Голгофу
в) Сцена в Гефсиманском саду

8. Какой инструмент звучит в сопровождении арии альта № 47 «Смилуйся надо мной»Страстей по Матфею»?
а) флейта
б) фагот
в) скрипка

9.Каков характер музыки Бранденбургского концерта № 2 Фа мажор И.С.Баха?
а) крайние части — активные, действенные,средняя часть — лирическая
б) крайние части — лирические, средняя часть — активная
в) I ч. — лирическая, IIч. — активная, IIIч. — танцевальная

10. Какой инструмент солирует в оркестровой «Шутке» И.С.Баха?а) скрипка
б) флейта
в) виолончель

Новая тема: “Русская музыка I половины XIX века.Песня и романс».

В конце 18 века в России складывается своя композиторская школа, которую составили композиторы Дубянский,Козловский,Березовский,Бортнянский,Фомин,Пашкевич,Хандошкин.Крупнейшими жанрами русской музыки 18 века стали опера,хоровая и инструментальная музыка,песня и романс.

Опера была наиболее развитым,профессиональным видом творчества.Создателем хоровой народно-песенной оперы «Ямщики на подставе»стал Фомин, а создателем сатирических опер «Скупой»,»Санкт-петербургский гостиный двор» — Пашкевич.

В хоровой музыке 18 века центральное место приобрёл хоровой концерт — крупная композиция из 3-4 частей,следовавших без перерыва.Мастера хорового концерта — Березовский,Бортнянский и другие. Наиболее известен хоровой концерт Березовского «Не отвержи мене во время старости» — суровый,драматический по характеру.

Инструментальная музыка 18 века представлена жанрами сольной сонаты,вариаций,камерного ансамбля. Особой любовью пользовались вариации. В их основе — популярные народные мелодии (вариации для фортепиано Хандошкина «Выйду ль я на реченьку»). В развитии фортепианной сонаты велика роль Бортнянского,скрипичной сонаты — Хандошкина. Основы русской симфонической школы закладываются в жанре увертюры.

Песня и романс — любимые жанры музыки многочисленных слушателей 18 — I половины 19 века. Романсы были близки по строению народным песням, исполнялись под аккомпанемент фортепиано,арфы,гитары. Они распространялись устно,превращаясь в народные песни. Мастерами песни и романса были А.Алябьев,А.Варламов,А.Гурилёв.

А.Алябьев (1787 — 1851) — выходец из дворян. Участник войны 1812 г., дружил с декабристами. Пишет музыку для театра, оперы,романсы,квартеты. Широкую известность завоёвывает песня «Соловей» на слова Дельвига. Несправедливо обвинённый в убийстве, был сослан в Сибирь, где создал автобиографический романс «Иртыш», симфонические и камерные произведения. Во время пребывания на Кавказе пишет восточные песни «Грузинскую песню»,»Кабардинскую песню»,мелодраму «Кавказский пленник». Работает над сборником украинских, позднее — башкирских народных песен.В последние годы создаёт социально-обличительные песни на слова Огарёва «Кабак», «Изба».

Слушание и знание песни «Соловей», романса «Нищая».

А.Варламов (1801 — 1848) Родился в семье мелкого чиновника,с детства играл на скрипке и гитаре, пел в Придворной певческой капелле под руководством Бортнянского. Позднее работал учителем пения в русской церкви в Голландии. После возвращения жил в Петербурге,бывал на музыкальных вечерах в доме Глинки, служил помощником капельмейстера московских императорских театров.

В 30-е годы романсы и песни Варламова завоёвывают широкую известность. Среди них — широкие раздольные песни («Ах ты,время — времечко»), задумчивые («Горные вершины»),энергичные удалые («Вдоль по улице метелица метёт»).

Слушание и знание песен и романсов: «Красный сарафан», «На заре ты её не буди»,»Горные вершины»,»Белеет парус одинокий».

А.Гурилёв ( 1803 — 1858) — родился в Москве.Сын крепостного музыканта,играл на скрипке в оркестре, брал уроки фортепиано у ирландского пианиста и композитора Д.Фильда. После получения вольной Гурилёв выступает в концертах, много сочиняет, создаёт блестящие фортепианные вариации на тему романса Варламова «На заре ты её не буди». Композитор скончался от тяжёлой психической болезни в 1858 году.

Романсы Гурилёва отличаются задушевностью, теплотой, искренностью («Матушка — голубушка»). Многие песни основаны на танцевальных ритмах — мазурки,польки,вальса («Колокольчик» — в ритме вальса).
Слушание и знание романсов: «Матушка — голубушка», «Колокольчик», «Разлука».

Создание сайтов Стерлитамак 8(905)00-42-999