Музыкальная Школа №3 городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан официальный сайт

Музыкальная Школа №3 городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан официальный сайт

Задание по муз.литературе для групп четвёртого года обучения (7-5 классы по V-ке)

Задание по музлитературе для групп четвёртого года обучения (7-5 классы по V-ке)
от преподавателя Федоровой Л.В.

Тест по теме: «М.Мусоргский. Опера «Борис Годунов»
Срок выполнения до четверга 14-го октября включительно

1. По какому литературному произведению создана опера «Борис Годунов»?
а) трагедия М.Лермонтова
б) трагедия А.Пушкина
в) трагедия Н.Гоголя
2. Какова идея оперы «Борис Годунов»?
а) обличение царской власти за кровавые преступления
б) обличение иноземцев,стремящихся к власти на Руси
в) обличение бояр за интриги против царя
3. Композиция оперы «Борис Годунов».
а) 3 действия
б ) 5 действий
в) 4 действия с Прологом
4.Какова линия развития образа народа в опере «Борис Годунов»?
а) от восставшего к покорному
б) от покорного к бунтующему
в) от равнодушного к покорному
5. Каковы жанровые истоки хора народа «На кого ты нас покидаешь»?
а) плясовая песня
б) историческая песня
в) плач, лирическая протяжная песня
6. Какую песню исполняет Варлаам в Сцене в корчме?
а) «Как во городе было во Казани»
б) «Не одна во поле дороженька»
в) «Про татарский полон»
7. Какой герой из народа первым бросает в лицо царю Борису обвинение в убийстве?
а) Варлаам
б) Мисаил
в) Юродивый
8. Какие две главные грани облика царя Бориса представлены в его характеристике?
а) страдание и покорность судьбе
б) величие и скорбь
в) страдание и мечта о счастливом царствовании
9.В каком монологе царя Бориса проходят лейтмотивы царственного величия, надежд на счастливое царствование, семейного счастья,скорби,галлюцинаций?
а) «Скорбит душа»
б) «Прощай, мой сын»
в) «Достиг я высшей власти»
10. Какой новый приём для показа многоликого образа народа применил Мусоргский в опере?
а) лирическая кантилена
б) хоровой речитатив
в) инструментальная мелодия

Новая тема: “П.И.Чайковский. Характеристика творчества. Романсы»
(Этот конспект переписать в тетрадь по музлитературе).

Пётр Ильич Чайковский (1840 — 1893) — великий русский композитор,представитель московской школы,дирижёр,педагог,критик. Его творчество — расцвет русского романтизма; основная тема — борьба человека за счастье против жестокости и насилия. Композитор глубоко раскрыл внутренний мир человека, по характеру дарования он — лирик и психолог.
Чайковский — создатель драматической русской симфонии,квартета,лирико-психологической оперы-драмы,классического русского балета. Он писал фортепианные и скрипичный концерты,романсы и фортепианные произведения. У него 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, свыше 100 романсов и другие произведения.
Музыка композитора понятна широкому кругу слушателей,так как он опирался на жанры городского романса и песни. Это один из выдающихся комнозиторов — мелодистов в мире. На основе симфонического развития простых интонаций композитор выстраивает сложные концепции в симфониях, операх,балетах, он драматург — симфонист.
Жизненный путь. Чайковский родился 25 апреля 1840 г. в г. Воткинске на Урале. Его отец — горный инженер, мать — дочь обрусевшего француза,любившая пение и игру на фортепиано. В 5 лет мальчика начали обучать игре на фортепиано, а в 10 лет его отдали учиться в петербургское Училище правоведения,готовившее юристов, но и здесь он продолжал заниматься музыкой. После окончания училища прослужив 2 года чиновником, он оставил службу и в 1862 г. поступил в консерваторию. Его любимым учителем был Антон Рубинштейн. В 1865 г. Чайковский окончил Петербургскую консерваторию с серебряной медалью за кантату «К радости» на текст Шиллера.
Московский период (1866 — 1877). В январе 1866 г. по приглашению Николая Рубинштейна Чайковский переехал в Москву и стал профессором только что открывшейся Московской консерватории. Достигает расцвета его деятельность как композитора, педагога,критика,журналиста. Он общается с драматургом А.Островским, писателем Л.Толстым, композиторами «Могучей кучки» Балакиревым, Римским — Корсаковым, также Стасовым. В эти годы композитор создаёт ранние оперы,среди которых выделяется «Кузнец Вакула», балет «Лебединое озеро», 3 симфонии, 3 квартета, I фортепианный концерт, цикл «Времена года» и другие произведения. В этих сочинениях, связанных с образами русской жизни, композитор включал подлинные народные песни — русские или украинские.
II период творчества (1878 — 1885) — «годы странствий», жизнь в Европе и России. Нервное заболевание, вызванное неудачной женитьбой, послужило причиной его отъезда за границу в конце 1877 года. В Италии были завершены опера «Евгений Онегин» и 4 симфония, ставшие выдающимися событиями в русском искусстве. 4 симфонию композитор посвятил «лучшему другу» — Надежде Филаретовне фон Мекк, поклоннице его музыки, его спонсору, с которой они переписывались 14 лет. Чайковский создаёт новые сочинения: оперы «Орлеанская дева»,»Мазепа»,»Чародейка», 3 оркестровые сюиты, II фортепианный концерт, увертюру «1812 год»,кантату «Москва». Потрясённый смертью Н.Рубинштейна, композитор посвятил ему трио «Памяти великого художника».
Последний период творчества (1885 — 1893) — высший расцвет творчества Чайковского.В 1885 г. он избран директором Московского отделения Русского музыкального общества. В эти годы его имя становится популярным не только в России,но и за рубежом. Как дирижёр он гастролирует в России и за рубежом,пропагандируя музыку русских композиторов: в 1888 г. в Праге, Париже, в 1891 г. в Америке. Концерты проходят с триумфальным успехом. Он общается с ведущими композиторами и исполнителями мира: Ш.Гуно, И.Брамсом, Э.Григом и другими. В 1893 г. в Англии Кембриджский университет присвоил Чайковскому звание доктора прав как гениальнейшему музыканту мира.
В эти годы созданы лучшие произведения композитора, как трагические: последние симфонии,опера «Пиковая дама»,романсы, так и светлые, жизнеутверждающие: опера «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик». С 1891 г. композитор поселился в Подмосковье, в Клину, маленьком городке, на лоне природы. Шестая «Патетическая» симфония композитора, написанная в Клину, прозвучала как реквием, прощание его с жизнью. Через несколько дней после её исполнения Чайковский тяжело заболел. Вночь с 25 на 26 октября 1893 г. он скончался. По воспоминанию современника похороны его » были так грандиозны и величественны,как только в России хоронили царей».

Романсы.
Романсы были для композитора лирическим дневником, в котором переданы многие чувства человека: острый душевный разлад, жажда счастья и горечь несбывшихся надежд.
Главную роль играет лирическая тема,представленная многообразно:
1.лирика драматического плана («Отчего», «Я ли в поле да не травушка была»);
2. лирика трагического плана («Ни слова,о друг мой», «На нивы желтые»);
3.лирика светлая («Средь шумного бала», «То было раннею весной»);
4. лирика страстная,апассионатная («День ли царит»)
5. лирика философского плана («Благословляю вас, леса»)

Также представлены в романсах тема одиночества («Снова,как прежде , один») и тема детства ( цикл «16 детских песен»).
Новаторство композитора в том, что он обогащает романс приёмами развития, свойственными оперной и симфонической музыке. Каждое душевное состояние он передаёт в динамике и развитии, достигая напряженности выражения. Отсюда — мощные кульминации в репризе, бурные взрывы, приближающие романсы к драматической оперной сцене. Роль фортепиано очень велика,часто оно выступает как равноправный партнёр исполнителя; это во многом проявляется в развитых фортепианных заключениях. В мелодическом стиле романсов сочетаются песенность,ариозность и речитатив.
Слушать и знать романсы «Я ли в поле да не травушка была», «Средь шумного бала», «То было раннею весной», «День ли царит».

Создание сайтов Стерлитамак 8(905)00-42-999