Задание по музлитературе для 5 класса и 3(V)класса от преподавателя Федоровой Л.В.
Учащиеся, кто ещё не сдал контрольные тест и викторину по музлитературе за I четверть, должны сдать их до 15 ноября включительно.
Тест № 1 II четверти
на закрепление пройденного материала. Срок выполнения до 17 ноября включительно.
1. Каким разделом открывается I часть симфонии № 103 Гайдна?
А) медленное суровое вступление
Б) жизнерадостное allegro
В) светлое лирическое вступление
2.Какому танцу близки по характеру главная и побочная партии I части симфонии № 103 Гайдна?
А) мазурка
Б) полонез
В) австрийский лендлер
3.Как звучит тема вступления в конце I части симфонии №103 Гайдна?
А) светло, задумчиво
Б) радостно, весело
В) сурово, сосредоточенно
4. В какой форме изложена II часть Andante cимфонии №103 Гайдна?
А) сонатная форма
Б) рондо
В) вариации на 2 темы
5. В каком ладу начинается и заканчивается II часть симфонии № 103 Гайдна?
А) до минор — До мажор
Б) До мажор — до минор
В) до минор — до минор
6. В каком характере выдержан Менуэт симфонии №103 Гайдна?
А) аристократический танец
Б) плавный лирический танец
В) крестьянский танец
7. Как звучит средний раздел Менуэта (трио) симфонии №103 Гайдна?
А) сурово, драматично у tutti
Б) мягко, плавно у струнных
В) оживлённо, радостно у деревянных духовых
8. В какой части симфонии основная тема звучит у струнных на фоне «золотого хода» валторн?
А) Финал
Б) Менуэт
В) I часть
9. В каком характере звучит Финал симфонии№ 103 Гайдна?
А) спокойно, задумчиво
Б) напряжённо, драматично
В) танцевально, жизнерадостно
10.Какова симфония № 103 Гайдна по типу и образному содержанию?
А) лирико — драматическая
Б) народно — жанровая
В) сурово — скорбная
Слушание: симфония № 103 Гайдна, закрепить знание музыки и разбор произведения.
Новая тема: В.Моцарт.Характеристика творчества.Соната № 11 Ля мажор для фортепиано.
(Этот конспект можно ксерокопировать и приклеить в тетрадь по музлитературе или переписать. Музыкальные фрагменты для слушания обязательно прослушать по интернету).
Один из величайших музыкальных гениев, австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1856 — 1891) прожил всего 35 лет.Но его творчество поражает многогранностью; оно охватывает все музыкальные жанры, существовавшие в ту эпоху, и в каждом из них он создал настоящие шедевры. Собрание его сочинений охватывает 70 толстых томов.
Творчество было для Моцарта жизненной потребностью, так же как дышать, есть, пить. Он свободно владел формами светской и духовной, вокальной и инструментальной музыки. «Я завидую всем, кто пишет оперы. Желание писать оперы — моя идея фикс», — говорил он в начале своего пути. Такой же идеей фикс было для него желание писать симфонии, концерты, квартеты, сонаты.И в каждом из его творений — постоянное обновление.
Образный мир музыки Моцарта необъятен. Он безмятежно-радостный автор комических опер — зингшпилей, «Свадьбы Фигаро», симфонии «Юпитер». О нём А.Рубинштейн сказал: «Вечный солнечный свет в музыке — имя тебе!» Вместе с тем он художник,потрясённый драматизмом человеческой жизни, автор «Дон — Жуана» и «Реквиема». Между этими полюсами — безграничный мир его сочинений.
Музыку Моцарта роднит с музыкой его предшественника Гайдна (они оба — венские классики) оптимистическое активное восприятие мира, сочетание естественности в выражении чувств с поэтической возвышенностью.Но если Гайдну ближе народно — бытовые и лирико — эпические образы, то Моцарту — лирические и лирико — драматические. Музыка Моцарта тонко раскрывает душевные переживания человека, отличается меткостью и живостью в воплощении человеческих характеров.
Феноменальное дарование Моцарта создало вокруг его имени ореол легендарного «музыкального чуда». Яркую характеристику его музыке дал А.Пушкин в пьесе «Моцарт и Сальери»: «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!»
Жизненный путь. Ранние годы творческой деятельности(1765 — 1773). Вольфганг Амадей Моцарт родился в январе 1756 г. в старинном городе Зальцбурге. Его отец, Леопольд Моцарт, был образованным музыкантом, играл на скрипке,органе, руководил оркестром, хором, писал музыку. Он служил при дворе князя, правителя Зальцбурга. Гениальная одарённость Вольфганга проявилась уже в 3 года, когда отец заметил у сына тончайший слух и поразительную память. В 4 года мальчик повторял на клавесине маленькие пьесы, сыгранные старшей сестрой Анной — Марией, и быстро запоминал их. К 6 годам он исполнял сложные виртуозные произведения так, что родителям приходилось упрашивать сына прекратить занятия, чтобы он не переутомился. К этому времени мальчик овладел игрой на скрипке и органе, и отец решил везти детей в концертное путешествие, чтобы устроить будущее сына.
Семья Моцартов посетила Мюнхен,Вену, затем Париж, Лондон, а на обратном пути — Амстердам, Гаагу,Женеву. Поездка, длившаяся 3 года(1763 — 1766), превратилась в триумфальное шествие, вызвав бурю восторга и восхищения публики. Вольфганга называли «чудом 18 века». Кроме исполнения и импровизаций на инструментах ребёнок играл на клавишах, закрытых платком, определял высоту любого звука. Одновременно с этим отец водил сына на концерты, в оперу, занимался композицией и Вольфганг пишет в Париже первые сонаты для скрипки с клавиром, а в Лондоне — симфонии.
После возвращения домой Моцарт продолжал работать над заказами на новые произведения. По заказу венского театра он написал оперу «Мнимая простушка», но она не была поставлена на сцене: начинала сказываться зависть музыкантов к 12-летнему сопернику.
Отец решил везти сына в новую концертную поездку, в Италию. За 3 года( 1769 -1771) Моцарты посетили крупнейшие города страны. Вновь Вольфганг, 14-летний музыкант переживал триумф, блестящий, потрясающий успех. Кроме основных выступлений прибавились выступления как дирижёра, певца — импровизатора. Концерты собирали такое огромное число слушателей, что к месту проведения музыканту помогали прокладывать дорогу силой. В Милане с огромным успехом прошла опера Моцарта «Митридат, царь Понтийский», написанная по заказу театра; она выдержала 20 представлений, вызвав новый взрыв восхищения.
Итальянцев поразили необычайные способности Вольфганга, когда он, находясь в Сикстинской капелле Рима и прослушав многоголосное хоровое сочинение композитора Аллегри, запомнил его и придя домой, записал. Выносить ноты из церкви запрещалось, но перед чудесным музыкантом отступила и церковь.
Избрание Моцарта в члены Болонской академии было ещё более необычайным фактом. Впервые в истории академии её членом стал 14 — летний мальчик, написавший за полчаса трудное многоголосное сочинение. Однако все попытки молодого музыканта найти работу в Италии оказались безуспешными; итальянскую знать настораживала серьёзность и вдумчивость его музыки. Поездка в Италию завершила счастливое детство и юность композитора.
II период творчества (1774 — 1781) — годы унизительной службы у архиепископа.
Зальцбург встретил путешественников неприветливо. Новый граф Колоредо, властный,жестокий человек требовал от Моцарта,как своего слуги, полного подчинения; это оскорбляло композитора. В эти годы Мо царт пишет симфонии,серенады,концерты,духовные сочинения, так как граф не любил оперу. В его произведениях появляются драматические, скорбные настроения (симфония № 25 соль минор и другие). Выехав в Мангейм, композитор изучает творчество мангеймских симфонистов, обогащает свои произведения новыми находками.
В 22 года Вольфганг вместе с матерью едет в Париж, но и здесь места для него не нашлось. Не перенеся лишений, умерла мать композитора. Творческим результатом этой поездки были 5 замечательных сонат для клавира. Положение музыканта — слуги делало жизнь Моцарта в Зальцбурге невыносимой. Когда его столкнули с лестницы в ответ на прошение об отставке, он навсегда ушёл от графа.
III — Венский период (1781 — 1791) — вершина творческой зрелости. В 1781 г. Моцарт поселился в Вене,где прожил до конца дней. Этот период явился самым плодотворным в его творчестве. Композитор создал комическую оперу «Похищение из сераля», национальную оперу на немецком языке, восторженно принятую слушателями. Почти в то же время Моцарт женился на Констанце Вебер, отличавшейся весёлым нравом и музыкальностью. Ещё большего мастерства композитор достиг в 3-х последующих операх: «Свадьбе Фигаро»,»Дон — Жуане» и «Волшебной флейте». Наряду с красотой музыки в них покоряет правдивость показа оперных героев.
В эти годы Моцарт достиг вершины мастерства и в инструментальной музыке, созданы 3 его лучшие симфонии № 39, 40,41; различные по характеру, все они гениальны по своей музыке. В камерной инструментальной музыке композитора сказалось влияние Гайдна; в знак уважения Моцарт посвятил ему 6 квартетов. В первые годы жизни в Вене он принимал участие в концертах, его называли первым виртуозом своего времени; его игра отличалась проникновенностью и тонкостью.
Полная творческих достижений жизнь композитора была, однако, материально необеспеченной. Ни исполнительская деятельность, ни издание его произведений, ни оперы не приносили денег, необходимых на содержание семьи. Лишения подтачивали силы композитора.
Последним произведением Моцарта был Реквием — хоровое траурное произведение, исполнявшееся в церкви в память умершего. Таинственные обстоятельства заказа сочинения поразили воображение больного композитора. Ему казалось, что музыку он пишет на свою кончину. Работа отняла у Моцарта последние силы.Он умер, не дожив до 36 лет и похоронен в общей могиле для бедных. Лучшим памятником ему осталась его музыка.
Соната Ля мажор № 11.
Эта соната — светлая, жизнерадостная по характеру, отличается изяществом, грациозностью. Написана в Париже в 1779 году. В сонате 3 части.
I часть — Тема с вариациями, Ля мажор. Своеобразие строения сонаты в том, что первая часть её написана не в сонатной форме, как в традиционном цикле, а в вариационной форме. Это вызвано господством лирических и жанровых образов в произведении. Основная тема части — грациозно — танцевальная, напевная. Звучащая в размере 6/8, в умеренном темпе, она близка по ритму плавному итальянскому танцу сицилиане.
За изложением темы следуют 6 вариаций, разнообразных по характеру. Песенность, характерную для темы, подчёркивают II и V вариации. Её танцевальность, подвижность — VI вариация, грациозную остроту — IV вариация. III вариация наиболее контрастна остальным, так как звучит печально в одноимённом миноре. V вариация,звучащая в темпе Adagio,приближена к арии. VI вариация в темпе Allegro — наиболее задорная, танцевальная. Так всё равитие I части ведёт от лирической песенности к танцевальности.
II часть — Менуэт, Ля мажор, изложенный в сложной 3-х-частной форме. Он имеет светлый жизнерадостный характер. Тема менуэта контрастна: мужественное,волевое начало сменяется плавным, грациозным окончанием. Средний раздел (трио) звучит плавно, легко. Реприза менуэта повторяет первый раздел без изменений.
III часть — Финал,имеет обозначение «Alla turca», означающий «в турецком роде». В некоторых изданиях финал получил название «Турецкий марш». Финал изложен в сложной 3-х-частной форме с чертами рондо. Основная тема — грациозная, танцевальная. С ней сопоставляется тяжеловатый,энергичный марш с сопровождением, напоминающим барабанную дробь. Эта повторяющаяся тема припева придаёт форме черты рондо. Средний раздел финала (фа диез минор) отличается непрерывным равномерным движением с чертами танцевальности. Кода финала, объединяющая основную тему с припевом, звучит светло, празднично. В ней воспроизводится звучание оркестра с флейтой-пикколо, ударными; звучание таких оркестров называлось в 18 веке «турецкой музыкой». Образное развитие в сонате — от грациозно — танцевальной первой части к безудержно — весёлому финалу.
Слушание сонаты Ля мажор № 11 по интернету, знание творческой биографии Моцарта.